Оборудование, установленное в ядерном центре Семея, представляло опасность для жизни

20 мая 2017, 1:35
Сейчас читают:
Оборудование, установленное в ядерном центре Семея, представляло опасность для жизни Оборудование, установленное в ядерном центре Семея, представляло опасность для жизни
Оборудование, установленное в ядерном центре Семея, представляло опасность для жизни

На протяжении нескольких лет жители ВКО с нетерпением ждут открытия центра ядерной медицины. В строящемся в Семее новом подразделении онкологического диспансера должны были лечить тяжелых больных, которым пока могут помочь только за рубежом. Как ни странно, теперь нам всем впору радоваться, что центр не открыли. Как выяснила специально созданная комиссия, оборудование для сбора и хранения жидких радиоактивных отходов было смонтировано с грубейшими нарушениями. Если бы центр запустили, радиационная безопасность Семея оказалась бы под угрозой, передает корреспондент YK-news.kz.

Начали за здравие

Первый в Казахстане Центр радиоизотопной диагностики и терапии решили создать в 2012 году. Так как значительная доля онкологических больных республики живет именно в Восточном Казахстане, уникальное медицинское отделение собрались открыть при профильном диспансере в Семее. В новом медицинском корпусе должны были бесплатно лечить людей, которые страдают злокачественными новообразованиями, в том числе и онкозаболеваниями щитовидной железы, а также другими тяжелыми недугами. Сейчас казахстанские пациенты с такими диагнозами вынуждены обращаться за платной врачебной помощью в Россию, Турцию и другие страны.

В марте 2012 года приступили к строительству центра. Торжественное открытие планировали к декабрю 2013 года. Однако все пошло совсем не по плану.

"До конца года в Семее будет открыт центр ядерной медицины", — такие сообщения от официальных лиц появлялись с завидной регулярностью на протяжении нескольких лет.

Срок сдачи объекта отложили сначала до конца 2014 года, а дальше, как по накатанной — до конца 2015-го, до декабря 2016-го... Вопреки всем заверениям, двери центра по-прежнему прочно затворены.

Стройка в стиле "хай-так"

Первый тревожный звонок прозвенел еще в 2013 году. Дорогостоящие томографы, которые собирались закупить, неожиданно оказались устаревшими — и смету пришлось корректировать. В 2014 году тогдашний заместитель премьер-министра РК Бердыбек Сапарбаев усомнился, что столь важный и опасный объект возводят без нарушений. Сформировали комиссию из различных специалистов. Ревизоры нашли ряд нарушений, в том числе неправильные системы электроснабжения и вентиляции. Обнаружилась и вовсе невероятная вещь: система для сбора и хранения жидких радиоактивных отходов (ЖРО) не соответствовала проекту. Примечательно, что смонтированное оборудование было в разы дешевле, чем то, которое предполагалось закупить.

Начались судебные тяжбы между подрядной организацией и субподрядной фирмой, которая как раз и занималась установкой оборудования. Строительство корпуса прекратилось.

Не вооружена, но опасна?

Чтобы понимать, насколько важно было соблюсти малейшие требования к системе сбора и хранения ЖРО, вкратце расскажем, как она работает. После лечения отработанная радиоактивная жидкость сливается в специальные резервуары. Хранить ее положено в течение трех месяцев. Емкости, в которых отходы отстаиваются, непременно должны быть герметичными, с толстыми стенками, чтобы опасная жидкость никак не могла вылиться из контейнеров. После трех месяцев "карантина" радио­нуклиды полностью распадаются, вода становится безопасной, и ее можно без опасений сливать в общую канализацию. Разумеется, перед этим положено измерить радиоактивность жидкости. Если система мониторинга даст сбой или резервуары окажутся бракованными, то радиоактивная вода отправится в канализационные стоки. Оттуда жидкость поступит на очистные сооружения, а затем — в окружающую среду. Именно поэтому система сбора и хранения ЖРО должна работать в строгом соответствии с требованиями радиационной безопасности.

С 2015 года в центр одна за другой стали приезжать комиссии, чтобы разобраться, насколько безопасна система, которую установили в обход проекта, и можно ли с ней работать.

В январе 2015 года специалисты вынесли заключение: оборудование нужно демонтировать. К аналогичным выводам пришли еще несколько комиссий. Однако в декабре 2016 года объект посетили представители Института судебной экспертизы по Восточно-Казахстанской области. Ревизоры констатировали: новая система хоть и не соответствует проекту, но не вызывает никаких опасений и ее можно смело запускать. На основании этой экспертизы суд отклонил требования демонтировать оборудование. Неизвестно, к чему бы привел запуск системы, но внезапно обнаружилось, что заключение вынесли с нарушениями и оно противоречит законодательству РК. Сейчас документ подробно изучают в Национальном бюро по противодействию коррупции.

Сразу же после этого акимат области под руководством главы региона Даниала Ахметова стал обращаться во все инстанции, чтобы отменить решение суда и демонтировать сомнительное оборудование.

— Мы еще раз подали в суд, — заявил аким ВКО на брифинге в службе центральных коммуникаций. — Мы направили еще одну кассационную жалобу в Верховный суд. Готовим протест генеральному прокурору.

К разбирательству подключился Минздрав страны. В Семей приехал вице-министр здравоохранения РК Алексей Цой.

— Мы были здесь в составе комиссии еще в 2015 году, и тогда установили, что генподрядчик и субподрядчик не выполнили свои обязательства, — цитируют Алексея Цоя в управлении внутренней политики ВКО. — В системе жидких радиоактивных отходов не соблюдены нормы радиационной безопасности. Прошло два года, но ничего не изменилось. Мы должны вынести решение — демонтировать систему или запустить работу, но уже с первого взгляда видно, что она не соответствует стандартам безопасности.

В апреле сформировали очередную комиссию, чтобы в который уже раз "под лупой" изучить новое оборудование. Возглавил ее лично Алексей Цой. Кроме него в число ревизоров вошли специалисты службы по ЧС, радиологи, ядерщики, санитарные врачи, а также экологи и физики, работающие на УМЗ.

Всё не так, ребята!

Перечень обнаруженных комиссией нарушений занимает два печатных листа, набранных убористым шрифтом. Мы приводим лишь некоторые пункты из этого документа.

Несмотря на заверения строителей, проверяющим не удалось найти подтверждения, что баки-отстойники имеют двойные стенки. Использовать баки с тонкими перегородками запрещено.

— Визуально видно, что стенки танкеров не более пяти миллиметров, они даже под воздействием обычной воды просядут, — возмутился вице-министр здравоохранения РК Алексей Цой. — Что уж говорить об агрессивных средах! Под угрозой окажутся и пациенты, и персонал, и город в целом.

В баках обнаружились острые углы, зазоры и щели, что недопустимо, так как в выемках будут скапливаться биологические материалы, а щели нарушают герметичность контейнеров. В целом комиссия не нашла документы, которые должны подробно описывать работу системы. Без них весь сложный процесс хранения и сбора радиоактивных отходов становится нерегулируемым. В помещении не было емкости для сбора стоков из спецпрачечной, которые тоже должны проходить очистку.

Невероятно, но комиссия так и не смогла установить, какая компания изготовила часть оборудования! Документы на эти емкости обнаружить не удалось, так же как и сертификаты соответствия. Вместо положенных шести контейнеров в наличии почему-то оказалось восемь. Еще раз подчеркнем, речь идет об оборудовании для работы с опасными радиоактивными веществами! "Финальным аккордом" стало то, что в помещении для хранения ЖРО не оказалось вентиляции для удаления взрывоопасных газов, например метана и аммиака. Вдобавок выяснилось, что у фирмы, монтирующей систему, не было лицензии на такую деятельность.

"Установленная система не соответствует стандартам радиационной безопасности, — указано в заключении комиссии. — Оно не обеспечит безопасную эксплуатацию объекта и подлежит демонтажу".

В числе рекомендаций члены комиссии указали, что до начала работы центра необходимо создать профессиональную аварийно-спасательную службу со специально подготовленными сотрудниками. Она будет оперативно ликвидировать аварии в центре, а также предотвращать возникновение внештатных ситуаций.

Стоит отметить, что управление внутренней политики ВКО на своем официальном сайте разместило материал, в котором еще раз подчеркивается, что смонтированная система опасна для жизни.

Шесть пишем, пятьсот — себе

Парадоксально, но ядерный центр, необходимый сотням людей, пока смог принести пользу только... трем злоумышленникам.

В феврале 2017 года суд Семея рассмотрел дело, связанное с возведением центра. Его фигурантами были директор ТОО "ИртышГЭСстрой" Александр Изотов, главный бухгалтер этого предприятия и руководитель отдела строительства управления строительства, архитектуры и градостроительства ВКО Канат Мукан. Поясним, что ТОО "ИртышГЭСстрой" — это подрядная организация, которая отвечает за возведение радиологического корпуса. Она в полном объеме получила деньги из бюджета на строительство центра — более шести миллиардов тенге. Как следует из приговора суда, руководитель и главный бухгалтер фирмы, желая нажиться, стали штамповать фиктивные акты выполненных работ. Кроме того, с помощью господина Мукана из управления строительства излишне предприимчивый тандем умудрился дважды получить деньги за работу. Любопытно, что преступная схема действовала, даже когда проверяющие нашли в центре оборудование, не соответствующее проекту.

С ноября 2014 года по июнь 2015 года злоумышленники незаконно получили более пятисот миллионов тенге. Каната Мукана приговорили к лишению свободы на четыре с половиной года и пожизненно запретили ему работать в госорганах. Руководитель ТОО "ИртышГЭСстрой" проведет в колонии общего режима восемь лет и шесть месяцев, а бухгалтер компании — шесть лет и восемь месяцев. Незаконно добытое имущество всех троих фигурантов дела было конфисковано в пользу государства. Кроме того, осужденных обязали возместить ущерб государству.

***

Во время визита в ядерный центр Алексей Цой заверил, что областные и республиканские структуры сделают все, чтобы уникальное отделение все же заработало.

— Надо посмотреть, на какую сумму есть недоработки, сметчики это просчитают, — сказал вице-министр. — Заключение комиссии передадим в областной акимат, он постарается решить проблему. Конечно, будет поиск нового финансирования, будет создан дополнительный новый проект, чтобы завершить строительство и запустить центр.

Чиновник рискнул предположить, что при благоприятном развитии ситуации центр начнет работу до конца 2017 года. Может быть, хоть в этот раз радужные ожидания властей исполнятся?

Елена Балова

Также читайте